Главная страница сайта www.есоsystеmа.ru

Экологический центр Экосистема
ГЛАВНАЯ >>> МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ >>> ПОСОБИЯ ПО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Главная.
Методические материалы

    Полевой практикум
    Методические пособия
    Учебные фильмы
    Компьютерные определители
    Цветные печатные определители
    Карманные определители животных
    Определительные таблицы

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Видеоканал Экосистема

Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market
Загрузить приложения из AppStore / iTunes Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно


: : = = + +

Поделитесь ссылкой с друзьями:

Разведение костра (учебно-игровое занятие)

На тему данного пособия снят также учебно-методический фильм
(см. также краткое содержание занятия с иллюстрациями)

© Составитель А.С. Боголюбов
© «Экосистема», 2004

Разведение костра (учебно-игровое занятие)Аннотация. В данном методическом пособии описывается структура вводного (практического) занятия по подготовке полевого лагеря, в частности – по выбору места для лагеря и костра, по разведению костра и заготовке дров. Приводится техника выбора материала для разведения костра, техника пилки и рубки деревьев, описаны несколько видов костров различного назначения. Занятие по обучению школьников навыкам разведения костра организовано в игровой форме - в виде соревнования.

По данному занятию снят учебно-методический фильм (см. приложение).

Введение

Данное занятие открывает серию занятий по организации исследовательской работы школьников в зимний сезон года. Также как и в другие сезоны года, серию начинает не исследовательская работа, а практическая – в данном случае - посвященная навыкам разведения костра и обустройства бивака в полевых условиях. Вполне возможно, что при проведении дальнейших работ, т.е. при организации экологических исследований школьников во время многодневных походов и экспедиций, навыки, полученные на данном занятии, могут пригодиться.

Общий план организации занятия

Поскольку данное занятие не является исследовательской работой, то организовать его лучше всего в виде похода в лес и игры с элементами соревнования.

Первый этап – учебное занятие, на котором руководитель объясняет детям способы выбора места для костра, технику разжигания костра, рассказывает о способах заготовки дров и видах костров (можно пользоваться данным пособием и учебным видеофильмом).

Второй этап - соревнование по разжиганию костра. Для этого группу учащихся приводят в лес, желательно на такой его участок, где есть топливо для разжигания костра и для того, чтобы после соревнования можно было разжечь большой костер и всем вместе собраться у него.

Соревнование можно организовать следующим образом: разбить детей на пары, каждой паре выдать, например, по пять спичек и коробку и предложить развести костер. Каждая пара должна будет самостоятельно выбрать место для костра, собрать материал для растопки и разжечь костер до такого состояния, что он уже не потухнет. При этом сделать это нужно как можно быстрее и потратив как можно меньше спичек. Если какая-то группа истратит все свои спички, им выдают следующие пять и так далее, пока костер не загорится. После разведения костров всеми группами все их, кроме одного, следует затушить.

Дальнейшее времяпрепровождение зависит от Ваших желаний, времени и условий. Хорошо, если вокруг есть дрова, а в группе есть мужчины или взрослые мальчики с орудиями труда – пилой и топором. В этом случае можно развести большой костер или даже несколько костров разных типов (см. данное пособие). Если ничего этого нет, можно ограничиться соревнованием по разведению костра.

Отчитаться о выполнении данного задания следует как минимум результатами соревнования (время и спички для каждой группы) и, по возможности, одной-двумя фотографиями наиболее характерных или смешных моментов занятия. При более серьезном подходе можно сфотографировать разные виды костров.

Что такое костер

Данное пособие не является по своей сути пособием по организации исследовательской работы, а в популярной форме и с юмором рассказывает о некоторых правилах организации походной, экспедиционной жизни. В отличие от всех остальных пособий к заданиям данной серии оно почти целиком позаимствовано у мастеров своего дела – заядлых туристов (Г.Я.Рыжавский, Биваки. – М.: ЦДЮТ, 1995). Его автором является бывалый путешественник, мастер спорта в этой области, человек с большим чувством юмора. Мы посчитали, что текст, написанным им про костры, почти полностью соответствует нашим представлениям об этой области походной жизни и включили его в данное пособие почти без изменений.

Если бы объявили конкурс на лучшую туристскую эмблему, такой эмблемой безусловно мог бы стать костер. Более чем что либо – костер !

В одном солидном издании, где собраны все сливки туристской мудрости, сказано категорично и лаконично: «костер – приспособление для согревания туриста, приготовления еды и сушки промокшей одежды». Даже убежденный прагматик, прочтя это определение, не может почувствовать интерес к туризму. Согреться, приготовить еду и просушить одежду можно и дома.

Костер – это больше, чем огонь. Это - центр бивака. Костер – это кухня, столовая и гостиная. Это сухая одежда и горячая вода, защита от гнуса; это место общения, тепло и уют. Но костер – это еще и аккумулятор бодрости, энергии и активной деятельности. Ни одно путешествие, ни один поход в лесистой местности, поросшей хотя бы кустарником, не обходится без костра.

Костер – надежный друг человека - при умелом и «уважительном» обращении с ним; если относиться к нему неосторожно, пренебрежительно - он может стать хищным разбойником. Костер потенциально опасен !

Итак, костер – эмблема, символ. А символ необходимо глубоко уважать !

Место для костра

С чего начинается костер? С места. И если стоянка тесна и неудобна, то костру, как любимому и капризному ребенку, отдают...


Приобрести данное методическое пособие всего за 3 (три) рубля ! (это не шутка) можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине в составе одного из двух дисков:


Другие методические материалы по организации проектной деятельности
и исследовательской работы школьников в природе

Методические пособия по тематикам:
Ландшафтоведение (география)
Ботаника и геоботаника
Зоология
Водная экология и гидробиология
Мониторинг и биоиндикация
Программы, проекты и общие вопросы организации исследований

Пособие для учителя "Как организовать полевой экологический практикум"

Учебные фильмы по организации полевых исследований
в рамках проектной деятельности:

Осенний сезон
Зимний сезон
Весенний сезон
Летний сезон

Компьютерные атласы-определители объектов природы:
Грибы
Водоросли
Лишайники
Мохообразные
Деревья и кустарники зимой
Деревья и кустарники летом
Дикорастущие цветы
Бабочки
Насекомые-вредители
Водные беспозвоночные
Рыбы
Амфибии (земноводные)
Рептилии (пресмыкающиеся)
Птицы и птичьи гнезда
Млекопитающие (звери)

Печатные цветные определители растений:
Определитель деревьев в осенне-зимний период
Определитель кустарников в осенне-зимний период
Определитель деревьев в весенне-летний период
Определитель кустарников в весенне-летний период
Определитель травянистых растений по цветкам: первоцветы
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лесов
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лугов и полей
Определитель травянистых растений по цветкам: растения водоемов и болот

Карманные определители животных средней полосы России:
Обитатели водоемов
Птицы
Звери и их следы

Цветные ламинированные таблицы "Грибы, растения и животные":
Грибы: часть 1
Грибы: часть 2
Лишайники
Водоросли
Мхи
Первоцветы
Цветы лесов
Цветы лугов
Цветы водоемов
Деревья зимой
Кустарники зимой
Деревья летом
Кустарники летом
Водные беспозвоночные
Дневные бабочки
Рыбы
Амфибии и рептилии
Зимующие птицы
Перелетные птицы
Млекопитающие




Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Видеоканал Экосистема Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market Загрузить приложения из AppStore / iTunes
Порекомендуйте эту страницу своим друзьям в социальных сетях:

* * | |