Главная страница сайта www.есоsystеmа.ru

Экологический центр Экосистема
ГЛАВНАЯ >>> МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ >>> ПОСОБИЯ ПО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Главная.
Методические материалы

    Полевой практикум
    Методические пособия
    Учебные фильмы
    Компьютерные определители
    Цветные печатные определители
    Карманные определители животных
    Определительные таблицы

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Видеоканал Экосистема

Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market
Загрузить приложения из AppStore / iTunes Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно


: : = = + +

Поделитесь ссылкой с друзьями:

Комплексная экологическая оценка антропогенных воздействий на местность

На тему данного пособия снят также учебно-методический фильм
(см. также краткое содержание занятия с иллюстрациями)

© А.С. Боголюбов
© Экосистема, 1999

Комплексная экологическая оценка антропогенных воздействий на местностьАннотация. В данном методическом пособии приводится методика количественной оценки антропогенных воздействий на местность, разработанная на основе объединения «частных» методик описания нарушений основных составляющих ландшафта - рельефа, растительности, почв. Методической основой данного исследования является маршрутный учет, во время которого различными способами учитываются антропогенные воздействия различного типа.

Введение

При проведении комплексных экологических экспедиций, практикумов, экологических лагерей юные экологи и их руководители зачастую сталкиваются с проблемой оценки общего уровня антропогенных воздействий на окружающую природную среду. И если оценка «глобальных» антропогенных воздействий слишком комплексна и сложна для школьников, то оценить непосредственный, «бытовой» уровень нагрузки на местность, вполне возможно.

Большинство методик, применяемых для решения этой проблемы, оценивают эти воздействия на качественном уровне, а потому носят субъективный характер. Единственно правильно и объективно оценить воздействие антропогенного фактора может только количественный учет.

В данном методическом пособии приведена простейшая методика проведения комплексного маршрутного учета антропогенных воздействий на местность.

Данное учебное задание и сама методика исследования рассчитаны, в основном, на проведение работы в лесной зоне - в окрестностях города, в лесопарке, больших городских парках силами группы учащихся. В маленьких лесных массивах площадью менее 1/2 квадратного километра данная методика непригодна и ее следует заменить картированием объектов антропогенного воздействия.

Выполнение данной работы вполне под силу группе школьников, не имеющих навыков сложной исследовательской работы в природе. Для проведения данной работы не требуется знания видов животных или растений (за исключением основных видов деревьев и кустарников). При выполнении данной работы требуется лишь организация слаженной работы группы на учете.

Методика маршрутного учета

Общие положения

Маршрутный учет антропогенных воздействий (АВ) проводится с целью выявления локальных форм АВ на местность, которые не могут быть выявлены и описаны по данным картографических материалов. В первую очередь это относится к антропогенным нарушениям микрорельефа, почв, растительности и животного мира. Попутно с учетом собственно антропогенных воздействий проводится учет некоторых важнейших экологических условий местности - основных типов растительных сообществ, как основы изучаемого ландшафта.

Проведение маршрутного учета позволяет получить количественные данные об антропогенной нагрузке на местность, которые могут быть сравнены с аналогичными данными, полученными на других территориях и в других регионах.

Для составления полноценной характеристики АВ на выбранной местности рекомендуется заложение учетного маршрута, проходящего через типичные местообитания в пределах выбранной территории.

Учет проводится методом «случайного» маршрута, т.е. строго по прямой линии (без дорог) с использованием компаса. Маршрут может быть как прямолинейным, так и замкнутым (прямоугольным или треугольным, но не круглым) с возвращением в точку старта.

При определении протяженности маршрута следует иметь в виду, что чем она больше, тем достовернее получаемые результаты. Исходя из этого, протяженность учета должна быть не менее 2-4 км.

Перечень объектов маршрутного учета антропогенных воздействий и экологических условий местности

Для облегчения ведения учета все объекты антропогенного воздействия сгруппированы в три типа: 1) «измеряемые» объекты - т.е. имеющие различные размеры, 2) «неизмеряемые» объекты - т.е. имеющие «стандартные размеры», и 3) «точечные» объекты, также, как правило, имеющие стандартные размеры.

К категории «измеряемых» объектов относятся:

  • а) антропогенные формы микрорельефа: мелиоративные канавы, ямы, рвы, промоины и овраги искусственного происхождения, насыпи, валы, бугры, террасы на склонах и т.п.;
  • б) антропогенные нарушения почв и травянистой растительности - обширные участки повреждений от тяжелой техники, шоссе и грунтовые дороги, тропы, ямы, рытвины, свалки мусора, прогоны скота, обширные вытоптанные площадки;
  • в) искусственные водоемы и водотоки - пруды, заболоченные участки, мелиоративные и другие каналы, водоотводы;
  • г) антропогенные нарушения древесной растительности - лесные просеки (любого происхождения - под линиями...

Приобрести данное методическое пособие всего за 3 (три) рубля ! (это не шутка) можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине в составе одного из двух дисков:


Другие методические материалы по организации проектной деятельности
и исследовательской работы школьников в природе

Методические пособия по тематикам:
Ландшафтоведение (география)
Ботаника и геоботаника
Зоология
Водная экология и гидробиология
Мониторинг и биоиндикация
Программы, проекты и общие вопросы организации исследований

Пособие для учителя "Как организовать полевой экологический практикум"

Учебные фильмы по организации полевых исследований
в рамках проектной деятельности:

Осенний сезон
Зимний сезон
Весенний сезон
Летний сезон

Компьютерные атласы-определители объектов природы:
Грибы
Водоросли
Лишайники
Мохообразные
Деревья и кустарники зимой
Деревья и кустарники летом
Дикорастущие цветы
Бабочки
Насекомые-вредители
Водные беспозвоночные
Рыбы
Амфибии (земноводные)
Рептилии (пресмыкающиеся)
Птицы и птичьи гнезда
Млекопитающие (звери)

Печатные цветные определители растений:
Определитель деревьев в осенне-зимний период
Определитель кустарников в осенне-зимний период
Определитель деревьев в весенне-летний период
Определитель кустарников в весенне-летний период
Определитель травянистых растений по цветкам: первоцветы
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лесов
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лугов и полей
Определитель травянистых растений по цветкам: растения водоемов и болот

Карманные определители животных средней полосы России:
Обитатели водоемов
Птицы
Звери и их следы

Цветные ламинированные таблицы "Грибы, растения и животные":
Грибы: часть 1
Грибы: часть 2
Лишайники
Водоросли
Мхи
Первоцветы
Цветы лесов
Цветы лугов
Цветы водоемов
Деревья зимой
Кустарники зимой
Деревья летом
Кустарники летом
Водные беспозвоночные
Дневные бабочки
Рыбы
Амфибии и рептилии
Зимующие птицы
Перелетные птицы
Млекопитающие




Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Видеоканал Экосистема Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market Загрузить приложения из AppStore / iTunes
Порекомендуйте эту страницу своим друзьям в социальных сетях:

* * | |