Главная страница сайта www.есоsystеmа.ru

Экологический центр Экосистема
ГЛАВНАЯ >>> МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ >>> ПОСОБИЯ ПО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Главная.
Методические материалы

    Полевой практикум
    Методические пособия
    Учебные фильмы
    Компьютерные определители
    Цветные печатные определители
    Карманные определители животных
    Определительные таблицы

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Видеоканал Экосистема

Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market
Загрузить приложения из AppStore / iTunes Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно


: : = = + +

Поделитесь ссылкой с друзьями:

Оценка экологического состояния лугов по растительному покрову

На тему данного пособия снят также учебно-методический фильм
(см. также краткое содержание занятия с иллюстрациями)

© А.С. Боголюбов, М.В. Кравченко
© Экосистема, 2002

Оценка экологических характеристик лугов по растительному покровуАннотация. В данном пособии приводится методика биоиндикации луговых сообществ по видовому составу и численности травянистых растений. С их помощью можно определить такие характеристики физических условий луга увлажнение, динамика увлажнения, богатство и засоление почв, пастбищная дигрессия и аллювиальный режим. Приводятся сравнительные экологические свойства основных видов травянистых растений средней полосы России, а также техника расчетов экологических характеристик лугов методом «экологической ординации».

Введение

Данная исследовательская работа является одной из наиболее сложных и кропотливых в данной серии, поскольку требует знания видов травянистых растений, умения делать геоботанические описания луговых сообществ, а также обрабатывать количественно полученные данные.

В основу данного занятия положена одна из интереснейших методик биоиндикации. Как известно, биоиндикация – это определение различных характеристик среды по живым объектам. В данном случае, объектом биоиндикации являются луговые растительные сообщества. Для этих сообществ с помощью данной методики можно определить их важнейшие географические и физические характеристики, не проводя никаких географических (геоморфологических, геологических, почвенных), физических, химических или исторических исследований, а проведя лишь только описание видового состава растений, произрастающих на лугу.

В основу методики положены многолетние труды российского ученого-агронома и ботаника Л.Г. Раменского, проводившего широкомасштабные исследования в 40-50-х годах 20-го века. Этим ученым был проанализирован гигантский объем материала в различных районах страны, где одновременно изучался видовой состав лугов и физические условия мест их произрастания. Сопоставляя видовой состав и численность растений на лугах с различными физическими условиями местности, Л.Г.Раменский вывел закономерности заселения различных типов лугов различными видами растений. Благодаря его трудам, теперь существуют «сравнительные экологические таблицы растений», помещенные в данном методическом пособии, с помощью которых каждый найденный на лугу вид говорит исследователю о величине той или иной физической характеристики территории исследования.

Всего Л.Г.Раменским изучены пять экологических характеристик («шкал») луговых сообществ: 1) шкала «увлажнения» (далее в таблицах обозначается буквой «У»), 2) шкала «переменности увлажнения» («ПУ»), 3) шкала «активного богатства и засоленности почв» («БЗ»), 4) шкала «аллювиальности» («А»), и 5) шкала «пастбищной дигрессии» («ПД»). Что это за шкалы, что они характеризуют и как рассчитывать положение данного лугового сообщества на каждой из этих шкал – рассказано ниже в главе «Характеристики шкал-градаций экологических условий».

Для проведения данной исследовательской работы учащимся потребуются: бланки геоботанических описаний (или полевые дневники или тетради), полные (научные) определители травянистых растений и сравнительные экологические таблицы, приведенные в данном методическом пособии.

Общий план организации работы

Выполнение данной исследовательской работы со школьниками рациональнее всего организовать на примере 3-5 заведомо различных по физическим условиям среды луговых сообществ. Можно, например, включить в исследование и описать луга, находящиеся на разном удалении и разной высоте относительно русла реки. Это даст возможность сравнить луга с различными типами увлажнения, переменности увлажнения, богатства почв и аллювиальности.

Общий объем работы, т.е. число включенных в исследование типов лугов (биотопов), зависит, как обычно, от наличия и квалифицированности «трудовых ресурсов» и наличия времени. Для проведения стандартного геоботанического обследования луга достаточно двух-трех учащихся. Каждая такая группа проводит описание одного-двух типов лугов в окрестностях стационара. При планировании работы следует учитывать, что полевой этап занимает относительно немного времени (не более одного часа на описание одного луга); большая же часть времени уйдет на обработку материала (определение неизвестных видов и работу с таблицами).

Обязательными условиями выполнения полевой части данной исследовательской работы является знание учащимися всех видов травянистых растений, или наличие полных (научных) определителей, а также умение проводить описание травянистой растительности.

Техника геоботанических описаний луговой растительности

Описания луговой растительности проводятся по стандартной схеме (см. предыдущие занятия данной серии по геоботанике: № 8, осенний сезон, № 4 и № 5, зимний сезон, № 2, № 3 и № 4, весенний сезон, № 2 и № 3, летний сезон).

На лугу, на типичном, среднем его участке, закладывается площадка для описания - размером 1 х 1 метр. Углы площадки для...


Приобрести данное методическое пособие всего за 3 (три) рубля ! (это не шутка) можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине в составе одного из двух дисков:


Другие методические материалы по организации проектной деятельности
и исследовательской работы школьников в природе

Методические пособия по тематикам:
Ландшафтоведение (география)
Ботаника и геоботаника
Зоология
Водная экология и гидробиология
Мониторинг и биоиндикация
Программы, проекты и общие вопросы организации исследований

Пособие для учителя "Как организовать полевой экологический практикум"

Учебные фильмы по организации полевых исследований
в рамках проектной деятельности:

Осенний сезон
Зимний сезон
Весенний сезон
Летний сезон

Компьютерные атласы-определители объектов природы:
Грибы
Водоросли
Лишайники
Мохообразные
Деревья и кустарники зимой
Деревья и кустарники летом
Дикорастущие цветы
Бабочки
Насекомые-вредители
Водные беспозвоночные
Рыбы
Амфибии (земноводные)
Рептилии (пресмыкающиеся)
Птицы и птичьи гнезда
Млекопитающие (звери)

Печатные цветные определители растений:
Определитель деревьев в осенне-зимний период
Определитель кустарников в осенне-зимний период
Определитель деревьев в весенне-летний период
Определитель кустарников в весенне-летний период
Определитель травянистых растений по цветкам: первоцветы
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лесов
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лугов и полей
Определитель травянистых растений по цветкам: растения водоемов и болот

Карманные определители животных средней полосы России:
Обитатели водоемов
Птицы
Звери и их следы

Цветные ламинированные таблицы "Грибы, растения и животные":
Грибы: часть 1
Грибы: часть 2
Лишайники
Водоросли
Мхи
Первоцветы
Цветы лесов
Цветы лугов
Цветы водоемов
Деревья зимой
Кустарники зимой
Деревья летом
Кустарники летом
Водные беспозвоночные
Дневные бабочки
Рыбы
Амфибии и рептилии
Зимующие птицы
Перелетные птицы
Млекопитающие




Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Видеоканал Экосистема Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market Загрузить приложения из AppStore / iTunes
Порекомендуйте эту страницу своим друзьям в социальных сетях:

* * | |