Главная страница сайта www.есоsystеmа.ru

Экологический центр Экосистема
ГЛАВНАЯ >>> МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ >>> ПОСОБИЯ ПО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Главная.
Методические материалы

    Полевой практикум
    Методические пособия
    Учебные фильмы
    Компьютерные определители
    Цветные печатные определители
    Карманные определители животных
    Определительные таблицы

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать наши приложения из магазина RuStore
Скачать наши приложения из магазина RuMarket Скачать приложения Экосистемы из магазина NashStore
Скачать приложения Экосистемы из магазина GetApps Xiaomi
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале

Приложение 'Манок на птиц: птицы Европы - песни, позывки, голоса птиц' для смартфонов и планшетов Андроид / Android загрузить из Google Play / Play Market бесплатно


: : = = + +

Поделитесь ссылкой с друзьями:

Сравнительное изучение макрозообентоса окрестных водоемов

© А.С. Боголюбов
© Экосистема, 1999

Сравнительное изучение макрозообентоса окрестных водоемовАннотация. В данном пособии речь идет об изучении беспозвоночных, обитающих на дне водоемов – макрозообентоса. Приводится общий план организации исследования, включая выбор точек для обследования, технику отбора проб, сопутствующие описания водоемов, сортировку и определение проб.

Методика сбора и первичной обработки материала показана в учебно-методическом фильме «Изучение водных беспозвоночных реки и оценка ее экологического состояния», приложение к книге 5 «Методики полевых экологических исследований: летний сезон»).

Введение

Сутью данного учебного задания является сравнительное изучение макрозообентоса в нескольких текучих водоемах (реках, ручьях), имеющихся в окрестностях школы или учебного центра.

Зообентос (от bentos — глубина) — это совокупность беспозвоночных животных, которые населяют дно водоемов (или бенталь), водную растительность (или фиталь), а также другие субстраты, в том числе различные гидротехнические сооружения.

Наиболее крупных представителей бентоса, с размером тела более 2 мм, называют макробентосом. Население макробентоса составляют черви (планарии, олигохеты, пиявки, нематоды), моллюски (брюхоногие, двустворчатые), ракообразные (амфиподы, изоподы, декаподы и др.), паукообразные, насекомые (хирономиды, гелеиды, поденки, веснянки, ручейники, стрекозы и др.) и т.п.

Многие из этих организмов обитают также и в толще воды (в пелагиали) - это насекомые, ракообразные (мизиды, палласея и др.), пауки и пр. Жизнедеятельность других донных животных может быть также связана и с поверхностью воды, т.е. с поверхностной пленкой (нейсталью).

В функциональном отношении макрозообентос является важной частью гетеротрофного компонента водных систем. Он участвует в процессах трансформации вещества с использованием энергии, поступающей извне.

Макрозообентос является очень удобным объектом для изучения на полевых экологических практикумах. Поймать представителей этой группы можно практически в любом водоеме – как с текущей, так и со стоячей водой, в течение всего года. Нет макрозообентоса только в очень загрязненных водоемах, а также зимой в водоемах, промерзающих до дна (там он тоже есть, но поймать его «затруднительно»!). Для отлова макрозообентоса требуется только самое простейшее оборудование, а относительно крупные размеры представителей макрозообентоса облегчают задачу его обнаружения и распознавания начинающими экологами.

Методика изучения макрозообентоса

Общие положения

Изучение макрозообентоса и выполнение данного учебного задания можно проводить на любом небольшом водоеме - реке или ручье. Поскольку целью данного исследования является сравнение фауны макрозообентоса в разных водоемах, прежде всего следует определиться с их набором. Идеально, если это будет 3-4 водоема, отличающиеся друг от друга по своим гидрологическим характеристикам. Например, реку со спокойным течением, густо заросшую высшей водной растительностью, можно сравнить с небольшим ручьем, впадающим в нее и имеющим песчаное или каменистое русло, без обильной растительности, а также с заболоченным участком другого ручья, впадающего в ту же реку.

Если нескольких водоемов поблизости нет, можно провести данную работу, сравнив несколько отличающихся друг от друга участков одного водоема – например участок реки, заросших высшей водной растительностью, песчаную косу, заиленный участок, место напротив пляжа и т.д. В любом случае, для удобства полевой работы имеет смысл выбирать участки с небольшой глубиной, для того чтобы можно было отбирать пробы, заходя в воду ногами (а не с лодки или моста).

Методика отбора проб

Для целей данного учебного задания выбирают наиболее типичные (средние по всем показателям) участки исследуемых водоемов: в прибрежной зоне и на отмелях. Нежелательно отбирать пробы в зоне выхода подземных вод, в застойных микроучастках реки и на других неблагоприятных участках. В противном случае, полученные результаты будут характеризовать не реку в целом, а данный конкретный ее участок.

В быстротекущих реках и ручьях наилучшим местом для отбора проб являются каменисто-галечниковые грунты. При их отсутствии (а также на равнинных реках) пробы...


Приобрести данное методическое пособие всего за 3 (три) рубля ! (это не шутка) можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине в составе одного из двух дисков:




Другие методические материалы по организации проектной деятельности
и исследовательской работы школьников в природе

Методические пособия по тематикам:
Ландшафтоведение (география)
Ботаника и геоботаника
Зоология
Водная экология и гидробиология
Мониторинг и биоиндикация
Программы, проекты и общие вопросы организации исследований

Пособие для учителя "Как организовать полевой экологический практикум"

Учебные фильмы по организации полевых исследований
в рамках проектной деятельности:

Осенний сезон
Зимний сезон
Весенний сезон
Летний сезон

Компьютерные атласы-определители объектов природы:
Грибы
Водоросли
Лишайники
Мохообразные
Деревья и кустарники зимой
Деревья и кустарники летом
Дикорастущие цветы
Бабочки
Насекомые-вредители
Водные беспозвоночные
Рыбы
Амфибии (земноводные)
Рептилии (пресмыкающиеся)
Птицы и птичьи гнезда
Млекопитающие (звери)

Печатные цветные определители растений:
Определитель деревьев в осенне-зимний период
Определитель кустарников в осенне-зимний период
Определитель деревьев в весенне-летний период
Определитель кустарников в весенне-летний период
Определитель травянистых растений по цветкам: первоцветы
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лесов
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лугов и полей
Определитель травянистых растений по цветкам: растения водоемов и болот

Карманные определители животных средней полосы России:
Обитатели водоемов
Птицы
Звери и их следы

Цветные ламинированные таблицы "Грибы, растения и животные":
Грибы: часть 1
Грибы: часть 2
Лишайники
Водоросли
Мхи
Первоцветы
Цветы лесов
Цветы лугов
Цветы водоемов
Деревья зимой
Кустарники зимой
Деревья летом
Кустарники летом
Водные беспозвоночные
Дневные бабочки
Рыбы
Амфибии и рептилии
Зимующие птицы
Перелетные птицы
Млекопитающие




Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать наши приложения из магазина RuStore Скачать наши приложения из магазина RuMarket Скачать приложения Экосистемы из магазина NashStore Скачать приложения Экосистемы из магазина GetApps Xiaomi
Скачать приложения Экосистемы из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Порекомендуйте эту страницу своим друзьям в социальных сетях:

* *