Главная страница сайта www.есоsystеmа.ru

Экологический центр Экосистема
ГЛАВНАЯ >>> МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ >>> ПОСОБИЯ ПО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Главная.
Методические материалы

    Полевой практикум
    Методические пособия
    Учебные фильмы
    Компьютерные определители
    Цветные печатные определители
    Карманные определители животных
    Определительные таблицы

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Видеоканал Экосистема

Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market
Загрузить приложения из AppStore / iTunes Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно


: : = = + +

Поделитесь ссылкой с друзьями:

Изучение физико-химических свойств природных вод

На тему данного пособия снят также учебно-методический фильм
(см. также краткое содержание занятия с иллюстрациями)

© А.С. Боголюбов
© Экосистема, 2001

Изучение физико-химических свойств природных водАннотация. В данном методическом пособии приводятся основные правила отбора проб воды из естественных водоемов и искусственных источников, а также правила отбора проб снега. Описывается техника определения основных физических показателей воды: температуры, прозрачности, цвета, запаха и общего содержания взвесей и растворенных веществ. Из химических анализов рассматриваются процедуры определения: нитратов, сульфатов, железа, хлоридов, гидрокарбонатов и фенолов, кислотности и содержания кислорода.

Введение

Природные воды содержат огромное количество компонентов, находящихся в низких (менее 1%) и ультранизких (менее 1 миллионной частей) концентрациях. В государственной системе мониторинга окружающей среды контроль качества природной и питьевой воды проводится по более, чем 50 показателям. Когда к качеству воды предъявляются особые требования, контроль проводится по 100 и более компонентам, многие из которых составляют миллиардные и триллионные доли токсичного вещества (микрограммы и нанограммы вещества на 1 л воды). Естественно, эти анализы базируются на применении сложной и дорогостоящей аппаратуры и высокой квалификации аналитика.

В настоящем пособии мы остановимся лишь на некоторых, наиболее простых параметрах, определение которых позволит сделать предварительный вывод о качестве воды и охарактеризовать чистоту водоема.

Целью данного учебного задания является отбор проб воды из возможно большего числа источников в окрестностях школы или учебного центра и сравнение некоторых, простейших физико-химических показателей воды из этих источников.

Для выполнения работы потребуются пустые пластиковые бутылки с завинчивающимися крышками (по одной на каждый источник), чистые полиэтиленовые пакеты, лопата или совок, стеклянный цилиндр высотой около 50 см, различные тест-наборы для определения свойств воды.

Отбор проб

Места отбора проб

Выполняя данную работу следует постараться взять пробы воды из максимально большего числа источников своей местности - как из естественных водоемов, так и из искусственных. Воду можно брать как из местных ручьев, рек, озер, прудов и водохранилищ (в зависимости от их наличия в окрестностях), так и из колодцев, водопровода, дождевых бочек, садовых прудиков и т.п. Отдельно следует взять пробы снега.

Общие правила отбора проб воды

Отбор пробы воды является важной частью ее анализа, необходимым условием правильности получаемых результатов и применимости их в практике. Ошибки, возникающие вследствие неправильного отбора пробы, в дальнейшем исправить нельзя.

Независимо от источника взятия проб существует ряд общих правил отбора воды для анализов.

  • 1) В качестве емкости для отбора воды следует использовать стандартные (везде одинаковые) сосуды. Удобнее всего в наше время использовать для этих целей прозрачные 1-2 литровые пластиковые бутылки из-под минеральной воды. Предварительно их следует помыть без использования моющих средств и высушить.
  • 2) Перед отбором пробы бутылку следует несколько раз сполоснуть отбираемой водой.
  • 3) Воду в бутылку следует наливать под самое горлышко и закручивать пробку так, чтобы в бутылке не было пузырька воздуха.
  • 4) Во всех источниках (кроме водопроводного крана) бутылку следует опускать в воду целиком, на 10 см ниже поверхности воды (чтобы в бутылку не попала поверхностная пленка воды).
  • 5) В момент отбора пробы независимо от источника обязательно измеряется температура воды. Делать это можно обычным бытовым термометром, опуская его в воду на 1 минуту и считывая показатели не вынимая его из воды. При отборе пробы из-под крана головку термометра помещают в поток воды у самого выхода из крана.
  • 6) Для каждой взятой пробы сразу же на месте отбора на бутылке делается надпись, а в полевом дневнике запись о деталях отбора пробы. На бутылке достаточно несмываемым маркером (лучше заранее, пока бутылка сухая) надписать название источника и номер пробы. В полевом дневнике указывается более детальная информация. Обычно она включает следующие стандартные данные: номер пробы, дата, время и авторы отбора пробы, географическое и местное положение точки отбора (область, район, населенный пункт, название водоема, расположение точки относительно явных ориентиров и т.д. – чем детальнее, тем лучше). Указывается также способ отбора пробы (с берега, с лодки, с моста, из бочки, из колодезного ведра, из-под крана и т.п.), а также температура воды в момент отбора пробы.
  • 7) После отбора пробы следует соблюдать основные правила ее хранения: желательно...

Приобрести данное методическое пособие всего за 3 (три) рубля ! (это не шутка) можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине в составе одного из двух дисков:


Другие методические материалы по организации проектной деятельности
и исследовательской работы школьников в природе

Методические пособия по тематикам:
Ландшафтоведение (география)
Ботаника и геоботаника
Зоология
Водная экология и гидробиология
Мониторинг и биоиндикация
Программы, проекты и общие вопросы организации исследований

Пособие для учителя "Как организовать полевой экологический практикум"

Учебные фильмы по организации полевых исследований
в рамках проектной деятельности:

Осенний сезон
Зимний сезон
Весенний сезон
Летний сезон

Компьютерные атласы-определители объектов природы:
Грибы
Водоросли
Лишайники
Мохообразные
Деревья и кустарники зимой
Деревья и кустарники летом
Дикорастущие цветы
Бабочки
Насекомые-вредители
Водные беспозвоночные
Рыбы
Амфибии (земноводные)
Рептилии (пресмыкающиеся)
Птицы и птичьи гнезда
Млекопитающие (звери)

Печатные цветные определители растений:
Определитель деревьев в осенне-зимний период
Определитель кустарников в осенне-зимний период
Определитель деревьев в весенне-летний период
Определитель кустарников в весенне-летний период
Определитель травянистых растений по цветкам: первоцветы
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лесов
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лугов и полей
Определитель травянистых растений по цветкам: растения водоемов и болот

Карманные определители животных средней полосы России:
Обитатели водоемов
Птицы
Звери и их следы

Цветные ламинированные таблицы "Грибы, растения и животные":
Грибы: часть 1
Грибы: часть 2
Лишайники
Водоросли
Мхи
Первоцветы
Цветы лесов
Цветы лугов
Цветы водоемов
Деревья зимой
Кустарники зимой
Деревья летом
Кустарники летом
Водные беспозвоночные
Дневные бабочки
Рыбы
Амфибии и рептилии
Зимующие птицы
Перелетные птицы
Млекопитающие




Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Видеоканал Экосистема Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market Загрузить приложения из AppStore / iTunes
Порекомендуйте эту страницу своим друзьям в социальных сетях:

* * | |