Главная страница сайта www.есоsystеmа.ru

Экологический центр Экосистема
ГЛАВНАЯ >>> МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ >>> ПОСОБИЯ ПО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Главная.
Методические материалы

    Полевой практикум
    Методические пособия
    Учебные фильмы
    Компьютерные определители
    Цветные печатные определители
    Карманные определители животных
    Определительные таблицы

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно


: : = = + +

Поделитесь ссылкой с друзьями:

Изучение экологии млекопитающих по следам

На тему данного пособия снят также учебно-методический фильм
(см. также краткое содержание занятия с иллюстрациями)

© А.С. Боголюбов
© Экосистема, 1999

Изучение экологии млекопитающих по следам Аннотация. В данном методическом пособии приведена методика тропления животных по следам на снегу. Данная методика используется для изучения экологии и поведения млекопитающих: размеров участка их обитания, биотопического и стациального распределения, кормовой базы, особенностей поведения при кормежке и т.д. Приводятся некоторые приемы определения свежести следа и направления хода животных, правила тропления и регистрации результатов.

Введение

Снежный покров, приходящий на смену листве и грязи осенних месяцев, предоставляет возможность зоологам проникнуть в потаенные детали жизни животных, особенно млекопитающих, в том числе самых осторожных и скрытных из них. Любой зверь, независимо от своей величины, пробежав по рыхлому снегу, а тем более по свежей пороше, невольно оставляет на снежной поверхности следы, то есть в некотором роде автограф.

Обладая известными следопытческими навыками, а их со временем можно и нужно приобрести, по этим отпечаткам наблюдатель узнает, кому они принадлежат и при каких обстоятельствах оставлены. Если же пройти по всему маршруту («наследу») зверя, тщательно регистрируя свидетельства событий, запечатленных на снегу, то можно совершенно точно, в количественных показателях, учесть все особенности жизни животного на данном отрезке пути.

Данное учебное задание предполагает самостоятельное проведение школьниками работы по «троплению» животных, обитающих в окрестностях школы или учебного центра и оставляющих следы на снегу. В зимнее время это, в основном, млекопитающие, ведущие активный образ жизни. Из копытных – это лось, олени, кабан, косуля; из зайцеобразных – заяц-беляк и заяц-русак; из грызунов – белка, ондатра, бобр; из хищных – волк, лисица, енотовидная собака, рысь, куньи – куница, норки, хорьки, горностай, ласка, выдра, росомаха.

Заданием предусматривается проведение тропления нескольких (разных) особей одного из видов животных или нескольких видов животных из числа обитающих в данной местности.

Для проведения работы потребуется карта местности, на которой будет проводиться тропление (желательно – крупномасштабная), линейки, компасы и полевые дневники.

Сущность методики тропления

В общих чертах методика тропления сводится к тому, что наблюдатель движется вдоль цепочки следов зверя «в носок» (по ходу животного) или «в пяту» (против хода), ни в коем случае не срезая петель и поворотов, сделанных животным, к чему постоянно прибегают охотники. Пройденное расстояние подсчитывается шагами, а направления поворотов измеряются по компасу. Эти данные отмечаются в полевом дневнике или наносятся на имеющийся план местности. Одновременно фиксируются все существенные особенности поведения животного.

Что такое следы ? Определение и измерения следов

Выработке необходимых практических навыков в определении следов помогут предварительные экскурсии и практические занятия по знакомству с основными следами животных своей местности, знакомство с литературой, фотографиями и рисунками следов. Существенно облегчат выбор объекта данные о численности различных видов животных, а также навыки определения следов, полученные на предыдущем занятии (занятие №7, зимний сезон).

В данном учебном задании придется иметь дело не только со следами в классическом представлении, т.е. отпечатками лап, но и с другими оставляемыми животными следами своей жизнедеятельности.

Под следами жизнедеятельности обычно понимают:

  • следы передвижения - отпечатки лап и других частей тела (хвост, брюхо), сломанные кустарники, набитые тропы, посорка (мусор) от передвижения зверей по ветвям;
  • следы кормовой деятельности – остатки и запасы пищи, покопки в снегу, следы поиска пищи, кормовые столики, обкусы и заломы растений, следы преследования и перетаскивания добычи и др.;
  • следы, связанные с устройством убежища – норы, логова, лежки, ходы под снегом и пр.;
  • следы жизненных отправлений – экскременты, мочевые точки, следы линьки и ухаживания за волосяным покровом;
  • информационные следы – следы передачи информации, указывающие на занятость территории – царапины и закусы на...

Приобрести данное методическое пособие всего за 3 (три) рубля ! (это не шутка) можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине в составе одного из двух дисков:


Другие методические материалы по организации проектной деятельности
и исследовательской работы школьников в природе

Методические пособия по тематикам:
Ландшафтоведение (география)
Ботаника и геоботаника
Зоология
Водная экология и гидробиология
Мониторинг и биоиндикация
Программы, проекты и общие вопросы организации исследований

Пособие для учителя "Как организовать полевой экологический практикум"

Учебные фильмы по организации полевых исследований
в рамках проектной деятельности:

Осенний сезон
Зимний сезон
Весенний сезон
Летний сезон

Компьютерные атласы-определители объектов природы:
Грибы
Водоросли
Лишайники
Мохообразные
Деревья и кустарники зимой
Деревья и кустарники летом
Дикорастущие цветы
Бабочки
Насекомые-вредители
Водные беспозвоночные
Рыбы
Амфибии (земноводные)
Рептилии (пресмыкающиеся)
Птицы и птичьи гнезда
Млекопитающие (звери)

Печатные цветные определители растений:
Определитель деревьев в осенне-зимний период
Определитель кустарников в осенне-зимний период
Определитель деревьев в весенне-летний период
Определитель кустарников в весенне-летний период
Определитель травянистых растений по цветкам: первоцветы
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лесов
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лугов и полей
Определитель травянистых растений по цветкам: растения водоемов и болот

Карманные определители животных средней полосы России:
Обитатели водоемов
Птицы
Звери и их следы

Цветные ламинированные таблицы "Грибы, растения и животные":
Грибы: часть 1
Грибы: часть 2
Лишайники
Водоросли
Мхи
Первоцветы
Цветы лесов
Цветы лугов
Цветы водоемов
Деревья зимой
Кустарники зимой
Деревья летом
Кустарники летом
Водные беспозвоночные
Дневные бабочки
Рыбы
Амфибии и рептилии
Зимующие птицы
Перелетные птицы
Млекопитающие




Порекомендуйте эту страницу своим друзьям в социальных сетях:

* * | |