Главная страница сайта www.есоsystеmа.ru

Экологический центр Экосистема
ГЛАВНАЯ >>> МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ >>> ПОСОБИЯ ПО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Главная.
Методические материалы

    Полевой практикум
    Методические пособия
    Учебные фильмы
    Компьютерные определители
    Цветные печатные определители
    Карманные определители животных
    Определительные таблицы

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Видеоканал Экосистема

Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market
Загрузить приложения из AppStore / iTunes Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно


: : = = + +

Поделитесь ссылкой с друзьями:

Изучение экологии млекопитающих по следам

На тему данного пособия снят также учебно-методический фильм
(см. также краткое содержание занятия с иллюстрациями)

© А.С. Боголюбов
© Экосистема, 1999

Изучение экологии млекопитающих по следам Аннотация. В данном методическом пособии приведена методика тропления животных по следам на снегу. Данная методика используется для изучения экологии и поведения млекопитающих: размеров участка их обитания, биотопического и стациального распределения, кормовой базы, особенностей поведения при кормежке и т.д. Приводятся некоторые приемы определения свежести следа и направления хода животных, правила тропления и регистрации результатов.

Введение

Снежный покров, приходящий на смену листве и грязи осенних месяцев, предоставляет возможность зоологам проникнуть в потаенные детали жизни животных, особенно млекопитающих, в том числе самых осторожных и скрытных из них. Любой зверь, независимо от своей величины, пробежав по рыхлому снегу, а тем более по свежей пороше, невольно оставляет на снежной поверхности следы, то есть в некотором роде автограф.

Обладая известными следопытческими навыками, а их со временем можно и нужно приобрести, по этим отпечаткам наблюдатель узнает, кому они принадлежат и при каких обстоятельствах оставлены. Если же пройти по всему маршруту («наследу») зверя, тщательно регистрируя свидетельства событий, запечатленных на снегу, то можно совершенно точно, в количественных показателях, учесть все особенности жизни животного на данном отрезке пути.

Данное учебное задание предполагает самостоятельное проведение школьниками работы по «троплению» животных, обитающих в окрестностях школы или учебного центра и оставляющих следы на снегу. В зимнее время это, в основном, млекопитающие, ведущие активный образ жизни. Из копытных – это лось, олени, кабан, косуля; из зайцеобразных – заяц-беляк и заяц-русак; из грызунов – белка, ондатра, бобр; из хищных – волк, лисица, енотовидная собака, рысь, куньи – куница, норки, хорьки, горностай, ласка, выдра, росомаха.

Заданием предусматривается проведение тропления нескольких (разных) особей одного из видов животных или нескольких видов животных из числа обитающих в данной местности.

Для проведения работы потребуется карта местности, на которой будет проводиться тропление (желательно – крупномасштабная), линейки, компасы и полевые дневники.

Сущность методики тропления

В общих чертах методика тропления сводится к тому, что наблюдатель движется вдоль цепочки следов зверя «в носок» (по ходу животного) или «в пяту» (против хода), ни в коем случае не срезая петель и поворотов, сделанных животным, к чему постоянно прибегают охотники. Пройденное расстояние подсчитывается шагами, а направления поворотов измеряются по компасу. Эти данные отмечаются в полевом дневнике или наносятся на имеющийся план местности. Одновременно фиксируются все существенные особенности поведения животного.

Что такое следы ? Определение и измерения следов

Выработке необходимых практических навыков в определении следов помогут предварительные экскурсии и практические занятия по знакомству с основными следами животных своей местности, знакомство с литературой, фотографиями и рисунками следов. Существенно облегчат выбор объекта данные о численности различных видов животных, а также навыки определения следов, полученные на предыдущем занятии (занятие №7, зимний сезон).

В данном учебном задании придется иметь дело не только со следами в классическом представлении, т.е. отпечатками лап, но и с другими оставляемыми животными следами своей жизнедеятельности.

Под следами жизнедеятельности обычно понимают:

  • следы передвижения - отпечатки лап и других частей тела (хвост, брюхо), сломанные кустарники, набитые тропы, посорка (мусор) от передвижения зверей по ветвям;
  • следы кормовой деятельности – остатки и запасы пищи, покопки в снегу, следы поиска пищи, кормовые столики, обкусы и заломы растений, следы преследования и перетаскивания добычи и др.;
  • следы, связанные с устройством убежища – норы, логова, лежки, ходы под снегом и пр.;
  • следы жизненных отправлений – экскременты, мочевые точки, следы линьки и ухаживания за волосяным покровом;
  • информационные следы – следы передачи информации, указывающие на занятость территории – царапины и закусы на...

Приобрести данное методическое пособие всего за 3 (три) рубля ! (это не шутка) можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине в составе одного из двух дисков:


Другие методические материалы по организации проектной деятельности
и исследовательской работы школьников в природе

Методические пособия по тематикам:
Ландшафтоведение (география)
Ботаника и геоботаника
Зоология
Водная экология и гидробиология
Мониторинг и биоиндикация
Программы, проекты и общие вопросы организации исследований

Пособие для учителя "Как организовать полевой экологический практикум"

Учебные фильмы по организации полевых исследований
в рамках проектной деятельности:

Осенний сезон
Зимний сезон
Весенний сезон
Летний сезон

Компьютерные атласы-определители объектов природы:
Грибы
Водоросли
Лишайники
Мохообразные
Деревья и кустарники зимой
Деревья и кустарники летом
Дикорастущие цветы
Бабочки
Насекомые-вредители
Водные беспозвоночные
Рыбы
Амфибии (земноводные)
Рептилии (пресмыкающиеся)
Птицы и птичьи гнезда
Млекопитающие (звери)

Печатные цветные определители растений:
Определитель деревьев в осенне-зимний период
Определитель кустарников в осенне-зимний период
Определитель деревьев в весенне-летний период
Определитель кустарников в весенне-летний период
Определитель травянистых растений по цветкам: первоцветы
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лесов
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лугов и полей
Определитель травянистых растений по цветкам: растения водоемов и болот

Карманные определители животных средней полосы России:
Обитатели водоемов
Птицы
Звери и их следы

Цветные ламинированные таблицы "Грибы, растения и животные":
Грибы: часть 1
Грибы: часть 2
Лишайники
Водоросли
Мхи
Первоцветы
Цветы лесов
Цветы лугов
Цветы водоемов
Деревья зимой
Кустарники зимой
Деревья летом
Кустарники летом
Водные беспозвоночные
Дневные бабочки
Рыбы
Амфибии и рептилии
Зимующие птицы
Перелетные птицы
Млекопитающие




Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Видеоканал Экосистема Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market Загрузить приложения из AppStore / iTunes
Порекомендуйте эту страницу своим друзьям в социальных сетях:

* * | |