Главная страница сайта www.есоsystеmа.ru

Экологический центр Экосистема
ГЛАВНАЯ >>> МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ >>> ПОСОБИЯ ПО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Главная.
Методические материалы

    Полевой практикум
    Методические пособия
    Учебные фильмы
    Компьютерные определители
    Цветные печатные определители
    Карманные определители животных
    Определительные таблицы

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Видеоканал Экосистема

Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market
Загрузить приложения из AppStore / iTunes Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно


: : = = + +

Поделитесь ссылкой с друзьями:

Изучение территориального поведения синичьих стай
(Методы наблюдений за территориальным поведением синичьих стай)

На тему данного пособия снят также учебно-методический фильм
(см. также краткое содержание занятия с иллюстрациями)

© А.С. Боголюбов
© Экосистема, 2001

Методы наблюдений за территориальным поведением синичьих стайАннотация. В данном пособии приведена простейшая методика наблюдений за территориальным поведением птиц, входящих в синичьи стаи во внегнездовой период года (осенью и зимой). Сутью методики является слежение за перемещением стайки по лесу, с нанесением на карту маршрута ее движения и скорости перемещения. На основании этих данных определяется «кормовая территория» стаи. Методика применима в лесной зоне где обитает хотя бы один вид из тех, что образуют синичьи стаи.

Введение

Изучение внегнездовой биологии птиц, образующих в лесной зоне смешанные синичьи стайки, является одной из наиболее излюбленных и популярных тем самостоятельной исследовательской работы юных зоологов.

В состав смешанных синичьих стай в лесной зоне России потенциально входят 10-15 видов мелких лесных птиц. Это, во-первых, собственно синицы: 1) пухляк, 2) большая синица, 3) лазоревка, 4) хохлатая синица, 5) московка. На севере лесной зоны в состав стай входит также сероголовая гаичка, на юге и западе в широколиственных лесах - черноголовая гаичка. Кроме этих основных видов, в состав смешанных стай входят также виды, не относящиеся к семейству синиц, но являющиеся «полноправными» членами синичьих стай: 6) желтоголовый королек, 7) ополовник (длиннохвостая синица), 8) пищуха, и 9) поползень. Кроме этих видов в состав смешанных стай входят также «сопутствующие» виды: 10) большой пестрый дятел и 11) малый пестрый дятел и, иногда - трехпалый дятел. Дятлы, как правило, входят в состав синичьих стаек на короткие промежутки времени - когда стайка, кочуя по лесу, «проходит» через территорию обитания дятла.

С различных точек зрения изучение биологии синичьих стай является очень «выигрышной» темой самостоятельной учебно-исследовательской деятельности школьников.

Во-первых, для проведения данных исследований досконального знания всех зимующих птиц (как, например, при проведении учетов численности) не требуется - определять приходится от 2 до 6 видов, хорошо различимых при длительном наблюдении.

Во-вторых, техника самих наблюдений очень проста и не требует столь большого внимания и практических навыков, как при проведении учетов.

В-третьих, наблюдения за синичьими стайками хорошо тренируют внимание, учат «высматривать» птиц в природе.

В-четвертых - при проведении данного исследования учащиеся имеют возможность «близко познакомиться» с изучаемыми видами, т.к. часто при длительном наблюдении птицы привыкают к человеку и начинают подпускать на близкое расстояние (до 1 метра).

В-пятых, при изучении маршрута движения стайки по лесу учащиеся одновременно учатся работать с картой, определять расстояния на местности, ориентироваться.

Наконец, при наблюдениях за синичьими стайками используется врожденный «охотничий азарт» человека, и, в особенности, детей.

Все это позволяет использовать для работы с детьми в природе простейшую методику картирования территориальных перемещений стай в лесу. Задачей данного учебного задания является обозначение на местности участка обитания (территории) синичьей стайки и изучение особенностей поведения стай, как целостных образований.

Для проведения работы понадобится карта местности, на которой будут проводиться наблюдения, компас и бинокли.

Общие положения

Период исследований

Наблюдения за биологией птиц, входящих в смешанные синичьи стайки, возможны в течение большей части года - с июля по март-апрель. Из потенциального периода наблюдений выпадает лишь короткий гнездовой сезон - в это время стаи распадаются, т.к. птицы держатся парами. Но с вылетом молодых в конце сезона размножения наблюдения становятся возможными вновь.

Идеальное время для организации наблюдений за территориальным поведением стай - поздняя осень и зима (ноябрь-февраль). В это время птицы держатся в постоянных по составу группах и, что очень важно, - на постоянных территориях, размер которых в средней полосе зависит от типа леса и варьирует от 5 до 50 гектар. Поэтому наблюдения за ними в этот период не столь трудоемки, как летом или ранней осенью, когда птицы широко кочуют и сам процесс наблюдения за стайкой (ее «тропление») может оказаться физически трудным - птицы движутся по лесу с неравномерной скоростью (то замедляя, то ускоряя свой ход). Кроме того, ранней осенью...


Приобрести данное методическое пособие всего за 3 (три) рубля ! (это не шутка) можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине в составе одного из двух дисков:


Другие методические материалы по организации проектной деятельности
и исследовательской работы школьников в природе

Методические пособия по тематикам:
Ландшафтоведение (география)
Ботаника и геоботаника
Зоология
Водная экология и гидробиология
Мониторинг и биоиндикация
Программы, проекты и общие вопросы организации исследований

Пособие для учителя "Как организовать полевой экологический практикум"

Учебные фильмы по организации полевых исследований
в рамках проектной деятельности:

Осенний сезон
Зимний сезон
Весенний сезон
Летний сезон

Компьютерные атласы-определители объектов природы:
Грибы
Водоросли
Лишайники
Мохообразные
Деревья и кустарники зимой
Деревья и кустарники летом
Дикорастущие цветы
Бабочки
Насекомые-вредители
Водные беспозвоночные
Рыбы
Амфибии (земноводные)
Рептилии (пресмыкающиеся)
Птицы и птичьи гнезда
Млекопитающие (звери)

Печатные цветные определители растений:
Определитель деревьев в осенне-зимний период
Определитель кустарников в осенне-зимний период
Определитель деревьев в весенне-летний период
Определитель кустарников в весенне-летний период
Определитель травянистых растений по цветкам: первоцветы
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лесов
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лугов и полей
Определитель травянистых растений по цветкам: растения водоемов и болот

Карманные определители животных средней полосы России:
Обитатели водоемов
Птицы
Звери и их следы

Цветные ламинированные таблицы "Грибы, растения и животные":
Грибы: часть 1
Грибы: часть 2
Лишайники
Водоросли
Мхи
Первоцветы
Цветы лесов
Цветы лугов
Цветы водоемов
Деревья зимой
Кустарники зимой
Деревья летом
Кустарники летом
Водные беспозвоночные
Дневные бабочки
Рыбы
Амфибии и рептилии
Зимующие птицы
Перелетные птицы
Млекопитающие




Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Видеоканал Экосистема Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market Загрузить приложения из AppStore / iTunes
Порекомендуйте эту страницу своим друзьям в социальных сетях:

* * | |