Главная страница сайта www.есоsystеmа.ru

Экологический центр Экосистема
ГЛАВНАЯ >>> МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ >>> ПОСОБИЯ ПО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Главная.
Методические материалы

    Полевой практикум
    Методические пособия
    Учебные фильмы
    Компьютерные определители
    Цветные печатные определители
    Карманные определители животных
    Определительные таблицы

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно


: : = = + +

Поделитесь ссылкой с друзьями:

Изучение лесных беспозвоночных (часть 1: подстилка, древесина)

На тему данного пособия снят также учебно-методический фильм
(см. также краткое содержание занятия с иллюстрациями)

© А.С. Боголюбов
© Экосистема, 2000

Изучение лесных беспозвоночных (часть 1: подстилка, древесина)Аннотация. Данное пособие включает в себя описание общих правил проведения сборов и учетов численности беспозвоночных животных, а также приборов и оборудования для энтомологических исследований. Приводится общий план организации учебного занятия и методики сбора и учета беспозвоночных в лесной подстилке и на древесине: ручной разбор, использование биоценометра, лов на приманку, ловчими цилиндрами и канавками, способы выгонки беспозвоночных из субстрата и т.д.

Введение

Основные методики изучения беспозвоночных животных связаны, главным образом, с двумя задачами – выявлением закономерностей организации их сообществ («научная» задача) и коллекционными сборами («прикладная» задача). Во многом, эти методики схожи и взаимно пересекаются. Связано это, в первую очередь, с необходимостью отлова животных в обоих случаях.

В последнее время идея коллекционирования беспозвоночных, особенно насекомых, ставится под сомнение в связи с проблемами охраны природы. Особенно это относится к коллекционированию бабочек многочисленными любителями природы, многие из которых – дети. Наилучший вариант «замещения» коллекционирования беспозвоночных – изучение их популяций с использованием научных методик прижизненного изучения.

Изучение видового богатства и численности животных - один из основных вопросов экологических исследований. Численность - важнейшая характеристика вида в конкретном сообществе и на ее основе можно анализировать целый ряд других экологических показателей, в частности - временное и пространственное разнообразие фаун, уровень которых часто считается показателем лучшего или худшего состояния экосистемы.

В связи с вышеизложенным, целью данной работы является изучение основных характеристик населения беспозвоночных животных в различных средах их обитания.

Данное занятие является первой частью работы по изучению беспозвоночных – в ней речь пойдет об изучении подстилки и древесины. Во второй части (занятие № 4, летний сезон) будут изучены животные травяного яруса и древесных крон, а также летающие насекомые. Беспозвоночные животные, обитающие в водной среде, изучаются на специальном занятии данной серии («Изучение водных беспозвоночных реки и оценка ее экологического состояния» - занятие № 7, летний сезон).

Некоторые этические правила проведения исследований

Неотъемлемой частью любых зоологических исследований является определение видов. При этом в случае с беспозвоночными животными, точно идентифицировать живой материал часто бывает затруднительно в связи с тем, что в большинстве случаев бывает необходимым анализировать мелкие подвижные структуры насекомых (количество члеников и волосков, особенности строения гениталий, форму чешуек и расположение жилок на крыльях и т.д.).

К сожалению, при проведении серьезных научных исследований, животных усыпляют или умерщвляют. Более того, для опознания вида важным является осуществление серийных сборов (по несколько экземпляров каждого таксона или пола), в связи с тем, что даже самые основные диагностические признаки подвержены значительной изменчивости. Серийные сборы необходимы также и при выполнении целого ряда специфических экологических работ: изучении динамики численности и плотности населения насекомых, влияния факторов среды обитания на морфологические особенности строения особей, при оценке биотопического или субстратного разнообразия видов и т.д.

Вместе с тем, в соответствии с законом Российской Федерации "Об охране и рациональном использовании животного мира" (статья 42) сбор и "пополнение зоологических коллекций, находящихся в личной собственности граждан ... запрещается, за исключением коллекций, состоящих из трофеев охоты, рыболовства...".

Таким образом, все собираемые школьниками зоологические материалы для хранения дома, в кружках или школах попадают под действие этой статьи и считаются незаконными. Изъятие животных из природы разрешено лишь специализированным научно-исследовательским учреждениям и общественным объединениям, способным обеспечить грамотный сбор и хранение зоологических объектов.

В связи с этим, при выполнении учебно-исследовательских работ с учащимися следует ограничиваться методами прижизненного изучения беспозвоночных, в идеале – даже без отлова животных...


Приобрести данное методическое пособие всего за 3 (три) рубля ! (это не шутка) можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине в составе одного из двух дисков:


Другие методические материалы по организации проектной деятельности
и исследовательской работы школьников в природе

Методические пособия по тематикам:
Ландшафтоведение (география)
Ботаника и геоботаника
Зоология
Водная экология и гидробиология
Мониторинг и биоиндикация
Программы, проекты и общие вопросы организации исследований

Пособие для учителя "Как организовать полевой экологический практикум"

Учебные фильмы по организации полевых исследований
в рамках проектной деятельности:

Осенний сезон
Зимний сезон
Весенний сезон
Летний сезон

Компьютерные атласы-определители объектов природы:
Грибы
Водоросли
Лишайники
Мохообразные
Деревья и кустарники зимой
Деревья и кустарники летом
Дикорастущие цветы
Бабочки
Насекомые-вредители
Водные беспозвоночные
Рыбы
Амфибии (земноводные)
Рептилии (пресмыкающиеся)
Птицы и птичьи гнезда
Млекопитающие (звери)

Печатные цветные определители растений:
Определитель деревьев в осенне-зимний период
Определитель кустарников в осенне-зимний период
Определитель деревьев в весенне-летний период
Определитель кустарников в весенне-летний период
Определитель травянистых растений по цветкам: первоцветы
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лесов
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лугов и полей
Определитель травянистых растений по цветкам: растения водоемов и болот

Карманные определители животных средней полосы России:
Обитатели водоемов
Птицы
Звери и их следы

Цветные ламинированные таблицы "Грибы, растения и животные":
Грибы: часть 1
Грибы: часть 2
Лишайники
Водоросли
Мхи
Первоцветы
Цветы лесов
Цветы лугов
Цветы водоемов
Деревья зимой
Кустарники зимой
Деревья летом
Кустарники летом
Водные беспозвоночные
Дневные бабочки
Рыбы
Амфибии и рептилии
Зимующие птицы
Перелетные птицы
Млекопитающие




Порекомендуйте эту страницу своим друзьям в социальных сетях:

* * | |