Главная страница сайта www.есоsystеmа.ru

Экологический центр Экосистема
ГЛАВНАЯ >>> МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ >>> ПОСОБИЯ ПО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Главная.
Методические материалы

    Полевой практикум
    Методические пособия
    Учебные фильмы
    Компьютерные определители
    Цветные печатные определители
    Карманные определители животных
    Определительные таблицы

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать наши приложения из магазина RuStore
Скачать наши приложения из магазина RuMarket Скачать приложения Экосистемы из магазина NashStore
Скачать приложения Экосистемы из магазина GetApps Xiaomi
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале

Приложение 'Манок на птиц: птицы Европы - песни, позывки, голоса птиц' для смартфонов и планшетов Андроид / Android загрузить из Google Play / Play Market бесплатно


: : = = + +

Поделитесь ссылкой с друзьями:

Оценка жизненного состояния хвойного подроста

На тему данного пособия снят также учебно-методический фильм
(см. также краткое содержание занятия с иллюстрациями)

© А.С. Боголюбов
© «Экосистема», 2002

Оценка жизненного состояния хвойного подростаАннотация. Данное пособие посвящено изучению успешности произрастания подроста хвойных деревьев в различных лесных сообществах. Приводятся правила выбора биотопов для проведения исследований, выбор групп пробных деревьев, техника измерений высоты и возраста деревьев, методика первичной обработки результатов измерений и построения графиков зависимости их высоты от возраста, отражающих успешность произрастания и жизненное состояние подроста.

Введение

Известно, что скорость возобновления лесов зависит от множества факторов, в первую очередь - от наличия семян и физических условий среды.

У большинства хвойных пород деревьев семена распространяются ветром. Попадая в лесную подстилку в подходящих условиях семена прорастают и дают всходы. Если данный вид дерева сможет впоследствии стать основным ярусом леса, такие всходы, с момента их появления, называют подростом. Принято считать, что молодые деревья можно называть подростом до тех пор, пока они не достигнут высоты 1/3 основного полога леса.

В отличие от подроста, деревья и кустарники, которые не смогут по своим биологическим особенностям впоследствии стать основным пологом леса, т.е. сформировать полноценный древостой, называют подлеском.

Типичным примером подроста в сосново-еловом лесу могут быть молодые ели, сосны, березы, а подлеска - ивы, рябина, крушина, малина и т.п.

Скорость роста подроста зависит от множества факторов, на первом месте из которых стоят физические условия места произрастания: увлажнение, температурный и световой режим, богатство почвы, болезни и насекомые-вредители. Учесть все эти факторы и «разложить их по полочкам» практически невозможно. Возможно, однако, измерить роль всех этих факторов в совокупности, оценив успешность произрастания, или жизненное состояние подроста в различных естественных условиях.

Целью данного учебного занятия является оценка успешности произрастания подроста на примере одного из наиболее распространенных в Вашей местности видов хвойных деревьев. Хвойные деревья выбраны в качестве объекта исследования потому, что у большинства из них легко определяется возраст молодых деревьев по их внешнему виду. Сделать такую же работу на примере лиственных деревьев или кустарников практически невозможно.

Для выполнения работы понадобится минимум оборудования: двухметровая рулетка или шест длиной 3-4 метра, размеченный на дециметры, а также полевой дневник (тетрадь) для записи измерений.

Выбор биотопов для обследования

Задачей данного исследования является проведение измерений высоты и возраста молодых хвойных деревьев в различных условиях их произрастания. В зависимости от выбранного вида дерева, а выбирать, повторим, надо наиболее распространенный в Вашей местности вид, производится приблизительная оценка его численности в разных биотопах. В соответствии со стандартными условиями выполнения данной исследовательской работы (один-два дня силами группы школьников 10-15 человек), рекомендуется выбрать 3-5 различных биотопов, где произрастает подрост выбранного вида.

В условиях средней полосы России (в окрестностях центра «Экосистема») наиболее распространенным и удобным для изучения видом является ель обыкновенная, или европейская, а биотопами, где данный вид более или менее успешно возобновляется являются: еловый лес (ельник), сосновый лес (сосняк), смешанный хвойно-лиственный лес, и два типа мелколиственного леса (березняк и березово-осиновый лес). В других местностях как модельный вид, так и биотопы для изучения могут быть иными.

Организация полевой работы

Перед началом полевой части работы группа учащихся разбивается на бригады (рабочие группы) – по числу обследуемых биотопов (в нашем примере – на пять групп). Каждой группе дается одно и то же задание: найти в «своем» биотопе участок произрастания подроста и измерить некоторое число деревьев на этом участке.

Выбор размерного класса подроста

Измерениям подлежат все деревья младшего возраста. Поскольку при проведении измерений придется мерить их высоту, выбор следует остановить на деревьях от 0,3 до 2 метров высоты. Высоту таких деревьев можно...


Приобрести данное методическое пособие всего за 3 (три) рубля ! (это не шутка) можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине в составе одного из двух дисков:




Другие методические материалы по организации проектной деятельности
и исследовательской работы школьников в природе

Методические пособия по тематикам:
Ландшафтоведение (география)
Ботаника и геоботаника
Зоология
Водная экология и гидробиология
Мониторинг и биоиндикация
Программы, проекты и общие вопросы организации исследований

Пособие для учителя "Как организовать полевой экологический практикум"

Учебные фильмы по организации полевых исследований
в рамках проектной деятельности:

Осенний сезон
Зимний сезон
Весенний сезон
Летний сезон

Компьютерные атласы-определители объектов природы:
Грибы
Водоросли
Лишайники
Мохообразные
Деревья и кустарники зимой
Деревья и кустарники летом
Дикорастущие цветы
Бабочки
Насекомые-вредители
Водные беспозвоночные
Рыбы
Амфибии (земноводные)
Рептилии (пресмыкающиеся)
Птицы и птичьи гнезда
Млекопитающие (звери)

Печатные цветные определители растений:
Определитель деревьев в осенне-зимний период
Определитель кустарников в осенне-зимний период
Определитель деревьев в весенне-летний период
Определитель кустарников в весенне-летний период
Определитель травянистых растений по цветкам: первоцветы
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лесов
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лугов и полей
Определитель травянистых растений по цветкам: растения водоемов и болот

Карманные определители животных средней полосы России:
Обитатели водоемов
Птицы
Звери и их следы

Цветные ламинированные таблицы "Грибы, растения и животные":
Грибы: часть 1
Грибы: часть 2
Лишайники
Водоросли
Мхи
Первоцветы
Цветы лесов
Цветы лугов
Цветы водоемов
Деревья зимой
Кустарники зимой
Деревья летом
Кустарники летом
Водные беспозвоночные
Дневные бабочки
Рыбы
Амфибии и рептилии
Зимующие птицы
Перелетные птицы
Млекопитающие




Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать наши приложения из магазина RuStore Скачать наши приложения из магазина RuMarket Скачать приложения Экосистемы из магазина NashStore Скачать приложения Экосистемы из магазина GetApps Xiaomi
Скачать приложения Экосистемы из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Порекомендуйте эту страницу своим друзьям в социальных сетях:

* *