Главная страница сайта www.есоsystеmа.ru

Экологический центр Экосистема
ГЛАВНАЯ >>> МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ >>> ПОСОБИЯ ПО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Главная.
Методические материалы

    Полевой практикум
    Методические пособия
    Учебные фильмы
    Компьютерные определители
    Цветные печатные определители
    Карманные определители животных
    Определительные таблицы

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Видеоканал Экосистема

Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market
Загрузить приложения из AppStore / iTunes Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно


: : = = + +

Поделитесь ссылкой с друзьями:

Картографирование лесных фитоценозов

На тему данного пособия снят также учебно-методический фильм
(см. также краткое содержание занятия с иллюстрациями)

© А.С. Боголюбов, Н.С. Лазарева
© «Экосистема», 2001

Картографирование лесных фитоценозовАннотация. В данном пособии рассказано о двух методических приемах картирования растительности – сплошного картирования (лесного квартала) и картирования трансекты (узкой полосы). Описаны основные этапы работы: рекогносцировочное обследование, выделение растительных сообществ, их описание и нанесение на карту методом глазомерной съемки, построение легенды с элементами классификации растительности, оформление карты, анализ пространственного распределения сообществ.

Введение

Важным итогом изучения экологических взаимосвязей любой территории является установление закономерностей пространственного распределения компонентов экосистемы на данной территории, в основном - выявление взаимоотношений между растительностью и средой её обитания.

Как уже указывалось выше, такие данные можно получить двумя основными способами: путём заложения и описания комплексного ландшафтного профиля и путем составления геоботанической карты. Методика заложения и описания профиля была рассмотрена на предыдущих занятиях (занятие №3 и занятие №8, осенний сезон).

На данном занятии школьники научатся составлению геоботанической карты.

Методы и результаты изучения растительности на профиле или путем составления карты схожи, но каждая из этих методик имеет свои особенности и цели.

Результаты профилирования отражаются наглядно в виде профиля - вертикального "среза" изученного участка ("вид сбоку"), а результаты геоботанического картирования - в форме цветной карты ("вид сверху").

Изучение растительности на профиле лучше демонстрирует изменения фитоценозов в зависимости от рельефа (например, по линии долина-водораздел), а геоботаническая карты лучше показывает контуры фитоценозов и многообразие и соотношение различных растительных сообществ.

Кроме того, на выбор способа отражения растительности влияет вторичная цель – для чего изучается растительность. При изучении собственно растительного покрова рациональнее изучать его на профиле – он лучше отражает особенности распределения растительности в ее связи с рельефом и почвами. При проведении комплексных экологических или специальных геоботанических исследований также целесообразнее исследовать комплексный профиль.

В то же время, при проведении мониторинговых и зоологических исследований, например при изучении загрязнений или радиационного фона, или изучении гнездовых территорий птиц или структуры населения млекопитающих, целесообразнее изучать растительность методом картографирования. Рациональнее составлять геоботанические карты также и при изучении других объектов, распределение которых, в свою очередь, зависит от растительности (беспозвоночные животные, лишайники, грибы и т.п.).

Методы картографирования растительности

Также как и любые другие карты, геоботанические карты по масштабу разделяются на мелко-, средне- и крупномасштабные. Не обсуждая особенности карт растительности мира, регионов или ботанико-географических районов, на данном занятии речь пойдет о составлении крупномасштабных геоботанических карт.

Крупномасштабная геоботаническая карта даёт представление о распределении растительных сообществ на ограниченном участке исследуемой территории, показывает характер границ и переходов между ними.

Геоботаническая карта может составляться различными способами, начиная от сплошного геоботанического обследования и кончая аэро- или космической съемкой, но для целей данного учебного задания мы остановимся на двух вариантах – сплошного картографирования лесного квартала методом глазомерной съемки и картировании линейной трансекты.

Какому приёму исследований отдать предпочтение зависит прежде всего от особенностей растительности изучаемой территории.

1) На лесных территориях с мало нарушенным растительным покровом и более или менее четкой сменой растительных сообществ целесообразно использовать сплошное картографирование в масштабе 1 : 5 000 (в 1 см 50 м) участка с примерными размерами 0,5 х 0,5 км (0,25 км2). Рациональнее воспользоваться этим способом картографирования в случае, если на изучаемый участок местности уже имеется карта-основа (например, составленная на занятии №2, зимний сезон).

2) На участках с сильной мозаичностью растительного покрова (парки, лесополосы), а также при отсутствии карты-основы лучше использовать методику линейных трансект. Линейная трансекта – это полоса шириной 70-100 метров и длиной около 1 км.

Сплошное картографирование лесного квартала методом глазомерной съемки

Сущностью сплошного картографирования методом глазомерной съемки является прохождение картируемого участка (как правило, лесного квартала) сетью...


Приобрести данное методическое пособие всего за 3 (три) рубля ! (это не шутка) можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине в составе одного из двух дисков:


Другие методические материалы по организации проектной деятельности
и исследовательской работы школьников в природе

Методические пособия по тематикам:
Ландшафтоведение (география)
Ботаника и геоботаника
Зоология
Водная экология и гидробиология
Мониторинг и биоиндикация
Программы, проекты и общие вопросы организации исследований

Пособие для учителя "Как организовать полевой экологический практикум"

Учебные фильмы по организации полевых исследований
в рамках проектной деятельности:

Осенний сезон
Зимний сезон
Весенний сезон
Летний сезон

Компьютерные атласы-определители объектов природы:
Грибы
Водоросли
Лишайники
Мохообразные
Деревья и кустарники зимой
Деревья и кустарники летом
Дикорастущие цветы
Бабочки
Насекомые-вредители
Водные беспозвоночные
Рыбы
Амфибии (земноводные)
Рептилии (пресмыкающиеся)
Птицы и птичьи гнезда
Млекопитающие (звери)

Печатные цветные определители растений:
Определитель деревьев в осенне-зимний период
Определитель кустарников в осенне-зимний период
Определитель деревьев в весенне-летний период
Определитель кустарников в весенне-летний период
Определитель травянистых растений по цветкам: первоцветы
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лесов
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лугов и полей
Определитель травянистых растений по цветкам: растения водоемов и болот

Карманные определители животных средней полосы России:
Обитатели водоемов
Птицы
Звери и их следы

Цветные ламинированные таблицы "Грибы, растения и животные":
Грибы: часть 1
Грибы: часть 2
Лишайники
Водоросли
Мхи
Первоцветы
Цветы лесов
Цветы лугов
Цветы водоемов
Деревья зимой
Кустарники зимой
Деревья летом
Кустарники летом
Водные беспозвоночные
Дневные бабочки
Рыбы
Амфибии и рептилии
Зимующие птицы
Перелетные птицы
Млекопитающие




Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Видеоканал Экосистема Загрузить приложения из магазина Google Play / Play Market Загрузить приложения из AppStore / iTunes
Порекомендуйте эту страницу своим друзьям в социальных сетях:

* * | |