Главная страница сайта www.есоsystеmа.ru

Экологический центр Экосистема
ГЛАВНАЯ >>> МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ >>> ПОСОБИЯ ПО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Главная.
Методические материалы

    Полевой практикум
    Методические пособия
    Учебные фильмы
    Компьютерные определители
    Цветные печатные определители
    Карманные определители животных
    Определительные таблицы

Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте

Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu

Скачать наши приложения из магазина RuStore
Скачать наши приложения из магазина RuMarket Скачать приложения Экосистемы из магазина NashStore
Скачать приложения Экосистемы из магазина GetApps Xiaomi
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из магазина Google Play / Play Market
Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Видео-360 по экологии на нашем Youtube канале

Приложение 'Манок на птиц: птицы Европы - песни, позывки, голоса птиц' для смартфонов и планшетов Андроид / Android загрузить из Google Play / Play Market бесплатно


: : = = + +

Поделитесь ссылкой с друзьями:

Комплексные исследования на ландшафтном профиле

На тему данного пособия снят также учебно-методический фильм
(см. также краткое содержание занятия с иллюстрациями)

© А.С. Боголюбов
© «Экосистема», 2001

Комплексные исследования на ландшафтном профилеАннотация. В данном методическом пособии продолжается изучение компонентов ландшафта – растительности и почв, на линии комплексного ландшафтного профиля, заложенного на одном из предыдущих занятий по склону долины небольшой реки или ручья. Изложена методика стандартного геоботанического описания растительности и общие правила заложения почвенного разреза. Целью занятия является описание растительности и почв и выявление их взаимосвязи.

Введение

Важным итогом изучения экологических взаимосвязей любой территории является установление закономерностей пространственного распределения компонентов экосистемы на данной территории, в основном - выявление взаимоотношений между растительностью и средой её обитания.

Как уже указывалось выше, такие данные можно получить двумя основными способами: путём составления геоботанической карты или в результате заложения комплексного ландшафтного профиля.

Целью данной работы является изучение взаимосвязи основных компонентов ландшафта – рельефа, почвы и растительности, в пределах ландшафтного профиля.

Данная работа является продолжением работы по построению профиля склона речной долины с помощью нивелирования (задание №3, осенний сезон). Напомним, что итогом того занятия должен был быть профиль рельефа участка склона долины небольшой реки или ручья – длиной от 100 до 300 метров с перепадом высот от 5 до 15 метров.

На текущем занятии на этом же участке местности учащиеся будут изучать все растительные сообщества, находящиеся на линии профиля и почву под этими растительными сообществами. Дополнительными объектами изучения могут быть также некоторые компоненты животного мира (например, беспозвоночные подстилки) и микроклимат. Более масштабные компоненты ландшафта (геологическая основа, поверхностные воды, позвоночные животные и т.д.) объектами изучения являться не могут в силу небольших размеров изучаемой территории.

Для выполнения данного учебного задания понадобятся: 50-метровая измерительная лента, составленный ранее профиль рельефа, бланки геоботанических и почвенных описаний (по одному на каждое растительное сообщество), лопаты.

Заложение ландшафтного профиля

Основная информация о процедуре заложения комплексного ландшафтного профиля приведена в методическом пособии к учебному заданию «Построение профиля склона речной долины» (задание №3, осень). Здесь лишь кратко напомним основные правила выбора места для проведения исследования.

1. Желательно выбрать участок территории, представляющий собой не просто склон холма или горы, а склон долины водотока, включающий в себя в идеале такие участки долины, как: русло реки (ручья), прирусловой вал, высокая пойма, низкая пойма (например, заросшая старица реки), склон надпойменной террасы, терраса (одна или несколько), водораздельный склон, водораздел.

2. Желательно выбрать участок склона длиной в пределах от 100 до 300 метров с перепадом высот на этом отрезке от 5 до 15 метров. Изучение участка меньшей протяженности и уклона может не выявить пространственный различий компонентов ландшафта; работа на более длинным участке будет слишком трудоемкой.

3. Линию профиля, по которой проводилась нивелирная съемка и будут проводиться почвенно-ботанические исследования, желательно сделать прямой, чтобы склон хорошо просматривался.

Тщательно продуманный профиль позволит более наглядно проследить закономерности распределения растительных сообществ в зависимости от условий местообитания, понять экологическую сущность выделенных на профиле сообществ и провести их сравнительный анализ.

В ситуации, если профиль заранее не был заложен, а местность совершенно плоская, следует выбрать небольшой участок местности (300-500 м) с возможно более разнообразными типами растительности на нем – например с разной степенью увлажнения или с разными...


Приобрести данное методическое пособие всего за 3 (три) рубля ! (это не шутка) можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине в составе одного из двух дисков:




Другие методические материалы по организации проектной деятельности
и исследовательской работы школьников в природе

Методические пособия по тематикам:
Ландшафтоведение (география)
Ботаника и геоботаника
Зоология
Водная экология и гидробиология
Мониторинг и биоиндикация
Программы, проекты и общие вопросы организации исследований

Пособие для учителя "Как организовать полевой экологический практикум"

Учебные фильмы по организации полевых исследований
в рамках проектной деятельности:

Осенний сезон
Зимний сезон
Весенний сезон
Летний сезон

Компьютерные атласы-определители объектов природы:
Грибы
Водоросли
Лишайники
Мохообразные
Деревья и кустарники зимой
Деревья и кустарники летом
Дикорастущие цветы
Бабочки
Насекомые-вредители
Водные беспозвоночные
Рыбы
Амфибии (земноводные)
Рептилии (пресмыкающиеся)
Птицы и птичьи гнезда
Млекопитающие (звери)

Печатные цветные определители растений:
Определитель деревьев в осенне-зимний период
Определитель кустарников в осенне-зимний период
Определитель деревьев в весенне-летний период
Определитель кустарников в весенне-летний период
Определитель травянистых растений по цветкам: первоцветы
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лесов
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лугов и полей
Определитель травянистых растений по цветкам: растения водоемов и болот

Карманные определители животных средней полосы России:
Обитатели водоемов
Птицы
Звери и их следы

Цветные ламинированные таблицы "Грибы, растения и животные":
Грибы: часть 1
Грибы: часть 2
Лишайники
Водоросли
Мхи
Первоцветы
Цветы лесов
Цветы лугов
Цветы водоемов
Деревья зимой
Кустарники зимой
Деревья летом
Кустарники летом
Водные беспозвоночные
Дневные бабочки
Рыбы
Амфибии и рептилии
Зимующие птицы
Перелетные птицы
Млекопитающие




Экологический Центр Экосистема на Facebook Экологический Центр Экосистема ВКонтакте Ютуб канал Экосистема YouTube EcosystemaRu Скачать наши приложения из магазина RuStore Скачать наши приложения из магазина RuMarket Скачать приложения Экосистемы из магазина NashStore Скачать приложения Экосистемы из магазина GetApps Xiaomi
Скачать приложения Экосистемы из магазина Google Play / Play Market Скачать приложения Экосистемы ЭкоГид из AppStore / iTunes
Панорамный фильм по экологии (VR-360) на нашем Youtube канале


Порекомендуйте эту страницу своим друзьям в социальных сетях:

* *