Главная страница сайта www.есоsystеmа.ru

Экологический центр Экосистема
ГЛАВНАЯ >>> МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ >>> ПОСОБИЯ ПО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Главная.
Методические материалы

    Полевой практикум
    Методические пособия
    Учебные фильмы
    Компьютерные определители
    Цветные печатные определители
    Карманные определители животных
    Определительные таблицы

Отдых и апартаменты в Болгарии
Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Атлас-определитель 'Птицы России' для iPhone и iPad: загрузить из AppStore (iTunes) бесплатно


: : = = + +

Поделитесь ссылкой с друзьями:

Изучение минералов и горных пород своей местности

На тему данного пособия снят также учебно-методический фильм
(см. также краткое содержание занятия с иллюстрациями)

© А.С. Боголюбов, М.В. Кравченко
© «Экосистема», 1999

Изучение минералов и горных пород своей местностиАннотация. Данное методическое пособие содержит описание способов сбора образцов минералов и горных пород своей местности, а также краткий вводный курс минералогии, который поможет неспециалисту научиться определять горные породы и слагающие их минералы. В пособии также даны описания и краткие характеристики классов горных пород, рекомендации по оформлению коллекции минералов и горных пород, а также определители минералов и горных пород по внешним признакам.

Введение

При изучении различных экологических объектов, существование которых связано с горными породами (т.к. горные породы являются субстратами для многих организмов), нередко необходимо знать минеральный (а также примерный химический) состав этих горных пород.

Поскольку в природе очень редко встречаются минералы в чистом виде (вне горных пород) в данном пособии большее внимание уделено горным породам, как основным объектам, являющимся местообитаниями живых организмов.

Пособие составлено таким образом, что позволяет определять минералы и горные породы в полевых условиях.

Пособие состоит из следующих разделов: введение, в котором рассматриваются места и способы сбора образцов минералов и горных пород, часть 1: минералы, часть 2: горные породы, часть 3: составление коллекции, часть 4: определитель минералов, часть 5: определитель горных пород.

Места и способы сбора образцов

Выполнение данного учебного занятия возможно практически в любой местности – как в горной, так и в равнинной. Практически везде, даже на «старой» равнине, можно найти несколько десятков разновидностей горных пород и минералов. В горах проблема поиска не составляет труда, но классификация и определение образцов будет гораздо более трудоемким.

Остановимся подробнее на местах поиска минералов и горных пород в равнинной местности.

В первую очередь, искать образцы следует в почвенных разрезах. Наиболее богаты образцами нижние горизонты почвы, там, где почва переходит в материнскую породу (и глубже, но почвенные разрезы копают обычно только до глубины перехода почвы в материнскую породу).

Всегда можно найти образцы в руслах небольших ручьев – это обычно горные породы, вымытые русловыми потоками из почвы и материнской породы в процессе формирования русла (т.е. это «местные» отложения). Чем дальше от крупной реки – тем более данные отложения являются «местными» и, соответственно, чем ближе к реке, тем больше вероятность, что они принесены рекой издалека.

Еще одно типичное место для сбора горных пород – долины рек. Следует искать участки подмытого берега, в которых всегда встречаются «камни». Это, как правило, аллювиальные (современные речные) или флювиогляциальные (ледниковые) наносы. Различить их очень трудно – как правило флювиогляциальные располагаются ниже аллювиальных, но бывает и наоборот.

Другое возможное место – обнажения на террасах. Чем дальше от реки – тем древнее отложения.

Искать горные породы и минералы в равнинной местности можно в других, порой самых неожиданных местах: на стройплощадках, на отвалах от строительства колодцев, конечно же – в карьерах, где добывают песок или щебень для дорожного строительства.

Идеальное место (из техногенных объектов) – каменоломни...


Приобрести данное методическое пособие всего за 3 (три) рубля ! (это не шутка) можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине в составе одного из двух дисков:


Другие методические материалы по организации проектной деятельности
и исследовательской работы школьников в природе

Методические пособия по тематикам:
Ландшафтоведение (география)
Ботаника и геоботаника
Зоология
Водная экология и гидробиология
Мониторинг и биоиндикация
Программы, проекты и общие вопросы организации исследований

Пособие для учителя "Как организовать полевой экологический практикум"

Учебные фильмы по организации полевых исследований
в рамках проектной деятельности:

Осенний сезон
Зимний сезон
Весенний сезон
Летний сезон

Компьютерные атласы-определители объектов природы:
Грибы
Водоросли
Лишайники
Мохообразные
Деревья и кустарники зимой
Деревья и кустарники летом
Дикорастущие цветы
Бабочки
Насекомые-вредители
Водные беспозвоночные
Рыбы
Амфибии (земноводные)
Рептилии (пресмыкающиеся)
Птицы и птичьи гнезда
Млекопитающие (звери)

Печатные цветные определители растений:
Определитель деревьев в осенне-зимний период
Определитель кустарников в осенне-зимний период
Определитель деревьев в весенне-летний период
Определитель кустарников в весенне-летний период
Определитель травянистых растений по цветкам: первоцветы
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лесов
Определитель травянистых растений по цветкам: растения лугов и полей
Определитель травянистых растений по цветкам: растения водоемов и болот

Карманные определители животных средней полосы России:
Обитатели водоемов
Птицы
Звери и их следы

Цветные ламинированные таблицы "Грибы, растения и животные":
Грибы: часть 1
Грибы: часть 2
Лишайники
Водоросли
Мхи
Первоцветы
Цветы лесов
Цветы лугов
Цветы водоемов
Деревья зимой
Кустарники зимой
Деревья летом
Кустарники летом
Водные беспозвоночные
Дневные бабочки
Рыбы
Амфибии и рептилии
Зимующие птицы
Перелетные птицы
Млекопитающие




Порекомендуйте эту страницу своим друзьям в социальных сетях:

* * | |